Ранняя идентификация и профессиональная поддержка является наиболее эффективной формой вмешательства для детей, имеющих выраженные трудности с чтением.
Во многих странах средний возраст, в котором диагностируется дислексия, составляет 13 лет, таким образом, учащиеся остаются без профессиональной помощи и коррекционных мероприятий на самых ранних этапах освоения навыка чтения (Specialpedagogik, 2012). К подростковому возрасту проблемы с чтением отрицательно сказываются не только на школьной успеваемости и общей производительности, но и вызывают эмоциональные и поведенческие расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, отсутствие мотивации и депрессии (Riddick, 1996; Alexander-Passe, 2006; Long et al, 2007).
Быстрые автоматизированные методы скрининга, основанные на объективных измерениях эффективности процесса чтения, могут быть полезны для выявления учащихся с риском развития дислексии уже на этапе обучения в начальной школе. Подобные методы, однако, имеют ограничение в том, что они измеряют только индивидуальные когнитивные особенности вне ситуации естественного чтения, требуя, чтобы учащийся дал однозначный ответ в условиях ограничения времени (например, задания на выделение границ слов в последовательностях без пробелов, сопоставление ключевых слов с соответствующими картинками, чтение вслух псевдослов возрастающей сложности). Результатом проведения подобных скрининговых методик является доля правильных ответов, которая дает оценку производительности в пределах конкретной задаче, связанной с чтением, но не отражает естественный процесс чтения.
Для преодоления этого ограничения является перспективным использование методов регистрации движений глаз во время чтения в качестве средства для выявления детей с нарушением навыка чтения вследствие общего недоразвития речи и дислексией. Отслеживая движения глаз во время чтения, мы можем следить за данным процессом в режиме реального времени и получить в результате объективные измерения процесса чтения в целом (Just & Carpenter, 1980; Rayner, 1998; Rayner et al, 1981, 2003; Clifton et al, 2007).
Важно отметить, что данный метод не требует однозначных и единственно верных ответов учащегося во время чтения или после него и, поэтому, дает возможность оценить производительность процесса чтения без вмешивающегося влияния на него дополнительных задач и уровня развития навыка (например, моторного), необходимого для их выполнения. Таким образом, этот подход существенно отличается от методов скрининга, используемых в настоящее время.
Использование глазодвигательных паттернов как основы скрининговых моделей показывает высокую чувствительность и специфичность данного метода для индивидуального прогноза навыка (Shelepin, Skuratova, 2019). В отличие от существующих диагностических тестов, данный метод не требует письменного или устного ответа учащегося и дальнейшей его экспертной оценки. Также, исключение измерения количества речевых ошибок учащегося в процессе чтения вслух, характерное для традиционных методов, нивелирует субъективность оценки.
Единственный критерий, который измеряется, это движения глаз, что само по себе объективно.
Более того, скрининговый тест, основанный на естественном процессе чтения и не имеющий протокола оценки, видимого учащимся, может снизить уровень стресса во время его проведения.
Диагностическая методика на основе отслеживания движений глаз может быть полезна не только для раннего скрининга нарушений навыка чтения, но и для получения более подробного когнитивного профиля ребенка, на основании которого будет происходить адаптация стратегий вмешательства к индивидуальным особенностям и потребностям учащихся.