Сборник учебно-практических занятий для изучения психофизиологии и окулографии

Сборник лабораторных работ состоит из 6 тем, освещающих основные теории глазодвигательной активности и психологические процессы ( восприятие, внимание, память, мышление, а также, мотивация и другие).
 
Каждая тема разбита на уроки, общим количеством 25 работ с указанием времени и сложности заданий. Длительность одного урока рассчитана на 30 – 60 минут, что позволяет их эффективно использовать в обучающем процессе. Кроме этого, каждая тема содержит вопросы и задания для самопроверки и список литературы для самостоятельного изучения. Лабораторные работы включают в себя авторский стимульный материал, основанный на классических психологических парадигмах (например, тест Струпа), который наглядно демонстрирует тот или иной феномен. Адаптивность материала позволяет проводить на его основе полноценное научное исследование или модифицировать его под ваши нужды. Расширенные комментарии к обработке полученных результатов помогут в интерпретации данных.
 
Рассчитано на студентов ВУЗов и одаренных школьников.
 
Рекомендуемое оборудование и программное обеспечение:
- айтрекер GP3/GP3 HD;
- программное обеспечение "Нейробюро"

Урок 2.1. Движения глаз при гибридном визуальном поиске: влияние количества объектов, удерживаемых в памяти

Урок 2.1. Движения глаз при гибридном визуальном поиске: влияние количества объектов, удерживаемых в памяти

Урок 3.1. Движения глаз при чтении

Урок 3.1. Движения глаз при чтении

Урок 5.1. Движения глаз при прохождении лабиринта

Урок 5.1. Движения глаз при прохождении лабиринта

Тема 1.
Движения глаз в процессе восприятия
визуальной сцены

Тема знакомит с основными глазодвигательными паттернами, такими как саккады и фиксации при рассматривании визуальной сцены. Под визуальной сценой подразумевается любое изображение, которое мы видим, это может быть картина реального мира, изображение на мониторе, фото, произведения изобразительного искусства и т.д. Анализируются изменения глазодвигательной активности при предъявлении инструкции перед просмотром визуальной сцены, тем самым моделируя ситуацию целенаправленного восприятия.  

Тема 2.
Движения глаз в процессе
визуального поиска

Одним из основных процессов при зрительном восприятии является визуальный поиск, то есть вычленение нужной информации из множества существующей. С данной задачей мы сталкиваемся ежедневно, пытаясь разглядеть нужный нам автобус, найти определенную вещь на полке, найти человека в списке друзей и т.д. На первый взгляд, это одинаковые задачи, но глазодвигательные паттерны зависят от многих условий- число объектов, которые вы ищите, общее количество объектов в рамках которых происходит поиск, степень схожести этих объектов, изначальная информация о том, что вы ищите и т.д. Именно исследованию влияния этих факторов на процесс визуального поиска и посвящена данная тема.

Тема 3.
Движения глаз при восприятии
текста

Как только человек овладевает навыком чтения, это становится неотъемлемой частью его жизни. С повышением информационной загруженности современного мира (интернет, соц.сети, реклама, баннеры, упаковки и т.д.) процесс чтения требует некой автоматизации, повышения скорости и избирательности. Какие процессы происходят при восприятии текстовой информации, как влияет организация текста на глазодвигательную активность. Эти вопросы поднимаются и обсуждаются в данной главе.

Тема 4.
Движения глаз при восприятии
социальных стимулов

С самого рождения человека окружают лица людей. Чтобы продуктивно жить в социуме мы учимся считывать эмоции, настроения и намерения людей по их мимическим проявлениям. С возрастом у нас формируется собственные категории, по которым мы можем это идентифицировать и на базе этого строить успешную коммуникацию. В данной теме рассматривается как воспринимается лицо, на какие признаки направлено внимание при анализе социальной ситуации и т.д.

Тема 5.
Движения глаз при выполнении
когнитивных задач

Глазодвигательная активность напрямую зависит от сложности и типа задач, которые перед ней ставятся, поэтому нами была выделена отдельная тема для анализа заданий, которые требуют особо сильной концентрации и когнитивного вовлечения. Так, нами будут рассмотрены особенности движения глаз при прохождении лабиринта, выявления логических закономерностей, соотношении локального и глобального восприятия, влиянии процессов внимания и памяти в процессе выполнения задачи.

Тема 6.
Просаккадная и антисаккадная
задачи

Углубляясь в тему глазодвигательных паттернов, в шестой теме рассмотрены специфические задачи, демонстрирующие особенности саккадических движений глаз. Уроки включают в себя проссакадную и антисаккадную задачи, а также влияние подсказок при их выполнении.