Государственный Научно-Исследовательский Институт Авиационных Систем совместно с Московским Государственным Психолого-Педагогическим Университетом провели эксперименты, связанные с регистрацией глазодвигательной активности (ГДА) пилотов. В ходе исследования были выявлены и обоснованы первичные показатели ГДА, пригодные для построения диагностических критериев; сформирована методика оценки информационно-управляющего поля (ИУП) кабины экипажа; обоснованы критерии, необходимые для оптимизации человеко-машинного интерфейса; разработано необходимое программное обеспечение.
В исследовании использовался Универсальный стенд прототипирования, представляющий собой информационно-управляющее поле кабины экипажа современного гражданского самолета МС-21. Важной составляющей стенда стал айтрекер Gazepoint для регистрации глазодвигательной активности.
Использование параметров глазодвигательной активности (общая продолжительность фиксаций, частота саккад, энтропия распределения пребывания взора в области индикации) и многомерных методов статистического анализа (многомерное шкалирование и дискриминантный анализ) позволило выявлять интегральные различия в манере считывания информации с индикаторов, демонстрируя достаточную чувствительность. Выявление значимой дискриминации форматов экранной индикации и пилотов с различным уровнем подготовки является важным практическим результатом, обеспечивающим возможности для проведения диагностики лётного состава.