Шаг 1: Задайте исследовательский вопрос
Начните с очевидного: определите актуальный вопрос, представляющий научный или практический интерес. Чего вы хотите достичь с помощью исследования? Каких результатов вы ожидаете? Как правило, лучшие исследовательские вопросы открывают новые возможности - они затрагивают то, на что раньше не было ответа. В то же время они содержат ссылки на существующие знания в своей области. Исследовательский вопрос может быть теоретическим и абстрактным. Чем точнее качественно и количественно операционализированы понятия, содержащиеся в исследовательском вопросе, тем легче будет измерить и проинтерпретировать эффекты, одновременно контролируя нежелательные вмешивающиеся факторы. Идеальные исследовательские вопросы содержат как причину, так и следствие.
Шаг 2: Разработайте стимульный материал и определите методы исследования
Теперь, когда вы поставили исследовательский вопрос, разработайте стимульный материал, а также выберите метод исследования, соответствующие поставленным вами целям и задачам. Методы могут быть как количественные (например, опросники, тесты, психофизиологические методы), так и качественные (например, интервью, контент-анализ, case study).
Шаг 3: Создайте план исследования
План исследования требует тщательной подготовки, так как последовательность предъявляемых стимулов может исказить полученные результаты. Для минимизации «эффекта остатка» используйте рандомизированное предъявления: комбинация стимулов в группе респондентов не должна была одинаковой.
Шаг 4: Подготовьте протокол исследования
Протокол исследования подразумевает план работы с респондентами, в том числе такие важные этапы как получения информированного согласия и стандартизованную инструкцию. Обратите внимание на получение согласия, поскольку респонденты должны быть проинформированы о том, что они участвуют по собственному желанию и могут прекратить участие в любое время.
Шаг 5: Запустите пилотажное исследование
Пилотажное исследование небольшой, но важный этап, на котором тестируется малое число респондентов, чтобы убедиться, что исследование работает должным образом. В идеале характеристики выборки пилотажного исследования должны соответствовать характеристикам выборки дальнейшего исследования (сопоставимый возраст, пол, социально-экономический статус, этническая принадлежность и т. д.). Опросите респондентов, принявших участие в пилотаже, чтобы узнать о проблемах и трудностях, с которыми они столкнулись в ходе исследования.
Шаг 6: Оптимизируйте свое исследование
На этом этапе вы можете внести изменения на основе результатов пилотажа. Потратьте время, так как это последний шанс изменить план исследования перед его запуском. Нет ничего более неприятного, чем пропустить одну проблему и получить данные от 100 респондентов, которые вы не сможете использовать.
Шаг 7: Начните сбор данных
Предоставление инструкций и объяснение биосенсорных технологий в дружественной форме значительно увеличит мотивацию ваших респондентов потратить время на ваше исследование. Сбор данных включает в себя следование рекомендациям и стандартам по настройке и тестированию оборудования. Оборудование всегда должно быть размещено и настроено одинаково для всей выборки исследования, чтобы сделать анализ более простым и понятным, а полученные результаты наиболее валидными. Это же касается и стандартизованной инструкции, и общих условий исследования.
Шаг 8: Проанализируйте полученные данные
Выбор соответствующего статистического критерия требует тщательного подхода. Если ваши данные соответствуют статистическим требованиям (нормальное распределение, необходимое число респондентов и т. д.), то вы можете сравнить группы при помощи t-теста (в случае сравнения двух групп) или ANOVA (если группы три или более). В иных случаях используйте непараметрические методы. К счастью, современное программное обеспечение делает эту задачу довольно простой, генерируя не только статистику, но и визуализируя полученные результаты всего за несколько кликов.
Шаг 9: Напишите отчет
Ваш отчет может содержать введение, подробное описание всех соответствующих элементов исследования (методы, стимульный материал, процедура исследование, описание выборки и т.д.), а также статистические результаты. Однако простое описание полученных результатов не является конечным этапом исследования – полученные количественные и качественные данные требуют интерпретации в рамках используемой парадигмы. Также вы можете дополнить отчет идеями для будущих исследований.