Зрительная система, как и другие сенсорные системы человека, начинает формироваться на раннем этапе внутриутробного развития.
- Большинство основных структур в зрительных областях головного мозга развиваются к концу второго триместра, что совпадает со временем, когда ребенок открывает глаза в утробе матери.
- Сетчатка (палочки, колбочки, амакриновые и ганглиозные клетки и т. д.) начинает формироваться примерно через 40 дней после зачатия и уже к 160 дню внутриутробного развития имеет полный набор клеток, хотя продолжает свое развитие и после рождения.- Мышцы, отвечающие за движения глаз, развиваются у человека до рождения, так же как и подкорковые системы, контролирующие их.
- В первые месяцы жизни зрительная система все еще развивается. От рождения до полной зрелости размер глаза увеличивается в три раза, и большая часть этого роста завершается к 3 годам.
- Миелинизация зрительного нерва завершается к 2 годам.
Зрительная система новорожденного настроена на обнаружение социальных стимулов.
- Новорожденные предпочитают смотреть на лица и похожие на лица изображения по сравнению с другими зрительными стимулами.- Уже в возрасте четырех дней младенцы дольше фиксируют внимание на лице собственной матери, чем чужих женщин.
В возрасте 6 недель типично развивающийся младенец способен к стабильному зрительному контакту со своими родителями.
- Ребенок в возрасте одного месяца сканирует внешний контур лица, уделяя внимание преимущественно глазам, а двухмесячный ребенок сканирует изображение лица более широко и дольше останавливается на его чертах, особенно на области глаз и губ.
Новые стимулы вызывают у младенца интерес.
Если какой-либо визуальный стимул предъявляется младенцу несколько раз подряд, длительность фиксации на нем постепенно сокращается, происходит привыкание. Но при предъявлении нового стимула, время фиксации заметно увеличивается. Интерес к новому стимулу указывает на то, что ребенок начинает вспоминать визуальные образы, распознавать их и отличать новый стимул от уже знакомого ему.
Младенцы могут запоминать объекты
Реакция удивления при предъявлении ребенку «невероятного» события (например, взрослый спрятал одну игрушку за экраном, а затем из-за экрана появилась другая игрушка) появляется в начале 4-5 месяцев жизни. Это удивление показывает, что младенец помнит, даже если и короткое время, о существовании скрытого объекта, но еще не имеет способности найти объект своего интереса.
Младенцы способны предсказывать траекторию движения объекта
Поисковые движения глаз при исчезновении движущейся игрушки появляются у некоторых младенцев на ранних стадиях развития (3-4 месяца), а затем, почти сразу, появляется смещение взгляда на место будущее появление игрушки. В возрасте 4-5 месяцев, такое смещение взгляда наблюдается уже у 50% младенцев, тогда как в возрасте 7 месяцев его вероятность становится практически 100%. Подобное перспективное смещение взгляда указывает на формирование понятия о движении объекта, поэтому ребенок может предсказать его результат - место, в котором игрушка появится.
К возрасту полугода ребенок:
- синхронизирует движения рук и зрительную информацию (координация глаз-рука);
- проявляет интерес к наблюдению за падающими предметами;
- может переводить взгляд от ближних предметов к дальним и способен фиксироваться на расстоянии до 1 метра.
Младенцы способны к обобщению на основе видимых свойств объектов.
К 7-9 месяцам начинает формироваться способность к обобщению на основе видимых свойств объектов. Ребенок способен распознавать кошку по форме, независимо от ее размера, цвета, расположения и даже такого параметра как живая или игрушечная. Также обнаруживается эффект привыкания: при показе нескольких изображений разных кошек, ребенок проявляет реакция на новизну при изображении лошади. Способность к классификации проявляется не раньше, чем к 13-14 месяцам. Обобщенное абстрактное понятие о цвете возникает только в возрасте около двух лет.