Иллюстрации могут положительно сказываться на усвоении учебного материала. Но испытывают ли дети, которые только научились читать, сложности при работе с такими текстами? Стоит ли использовать иллюстрации в текстах для детей с речевыми нарушениями и дислексией?
Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование движений глаз, совершаемых учениками при чтении обычных и иллюстрированных текстов. В исследовании участвовали второклассники без нарушений (так называемые “good readers”), второклассники со Специфическими расстройствами развития речи и языка (код по МКБ-10 F80) и второклассники со специфическим расстройством чтения (код по МКБ-10 F81.0).
Исследование показало, что детям (как имеющим нарушения психологического развития, так и нормально развивающимся) приходится тратить больше когнитивных ресурсов при чтении иллюстрированного текста: они совершают больше фиксаций, длительность которых значимо выше. Также они намного чаще совершают регрессивные саккады, т.е. возвращаются к уже прочитанным фрагментам текста. Все это негативно сказывается на скорости чтения. При этом положительного влияния на понимание прочитанного не было обнаружено. Сами дети сказали, что им сложнее понять иллюстрированный текст, так как картинки отвлекают их.
Мы рекомендуем с осторожностью дополнять тексты для младшеклассников иллюстрациями.