Сборник учебно-практических занятий для изучения психофизиологии и окулографии
- айтрекер GP3/GP3 HD;
Тема 1.
Движения глаз в процессе восприятия
визуальной сцены
Тема знакомит с основными глазодвигательными паттернами, такими как саккады и фиксации при рассматривании визуальной сцены. Под визуальной сценой подразумевается любое изображение, которое мы видим, это может быть картина реального мира, изображение на мониторе, фото, произведения изобразительного искусства и т.д. Анализируются изменения глазодвигательной активности при предъявлении инструкции перед просмотром визуальной сцены, тем самым моделируя ситуацию целенаправленного восприятия.
Тема 2.
Движения глаз в процессе
визуального поиска
Одним из основных процессов при зрительном восприятии является визуальный поиск, то есть вычленение нужной информации из множества существующей. С данной задачей мы сталкиваемся ежедневно, пытаясь разглядеть нужный нам автобус, найти определенную вещь на полке, найти человека в списке друзей и т.д. На первый взгляд, это одинаковые задачи, но глазодвигательные паттерны зависят от многих условий- число объектов, которые вы ищите, общее количество объектов в рамках которых происходит поиск, степень схожести этих объектов, изначальная информация о том, что вы ищите и т.д. Именно исследованию влияния этих факторов на процесс визуального поиска и посвящена данная тема.
Тема 3.
Движения глаз при восприятии
текста
Как только человек овладевает навыком чтения, это становится неотъемлемой частью его жизни. С повышением информационной загруженности современного мира (интернет, соц.сети, реклама, баннеры, упаковки и т.д.) процесс чтения требует некой автоматизации, повышения скорости и избирательности. Какие процессы происходят при восприятии текстовой информации, как влияет организация текста на глазодвигательную активность. Эти вопросы поднимаются и обсуждаются в данной главе.
Тема 4.
Движения глаз при восприятии
социальных стимулов
С самого рождения человека окружают лица людей. Чтобы продуктивно жить в социуме мы учимся считывать эмоции, настроения и намерения людей по их мимическим проявлениям. С возрастом у нас формируется собственные категории, по которым мы можем это идентифицировать и на базе этого строить успешную коммуникацию. В данной теме рассматривается как воспринимается лицо, на какие признаки направлено внимание при анализе социальной ситуации и т.д.
Тема 5.
Движения глаз при выполнении
когнитивных задач
Глазодвигательная активность напрямую зависит от сложности и типа задач, которые перед ней ставятся, поэтому нами была выделена отдельная тема для анализа заданий, которые требуют особо сильной концентрации и когнитивного вовлечения. Так, нами будут рассмотрены особенности движения глаз при прохождении лабиринта, выявления логических закономерностей, соотношении локального и глобального восприятия, влиянии процессов внимания и памяти в процессе выполнения задачи.
Тема 6.
Просаккадная и антисаккадная
задачи
Углубляясь в тему глазодвигательных паттернов, в шестой теме рассмотрены специфические задачи, демонстрирующие особенности саккадических движений глаз. Уроки включают в себя проссакадную и антисаккадную задачи, а также влияние подсказок при их выполнении.