Поиск психофизиологических предикторов и симптомов поведенческих расстройств, а также нарушений учебных навыков может иметь, в первую очередь, практическую ценность для их диагностики и коррекции.
Munoz, Armstrong, Hampton, & Moore [1] предположили, что дети и взрослые с СДВГ могут иметь уникальные паттерны движения глаз, особенно в задачах визуального отслеживания, которые требуют подавления автоматических саккад. Они использовали “просаккадное” задание, в котором испытуемых с СДВГ и контрольную группу без нарушений психического развития (возраст испытуемых составил от 6 до 59 лет) просили посмотреть на целевой стимул, когда он появлялся на экране; и “антисаккадное” задание, в котором участников просили не смотреть на целевой стимул. Результаты показали, что испытуемые с СДВГ демонстрировали более длительное время реакции, большую вариабельность и меньшую скорость саккад в “просаккадной” задаче по сравнению с испытуемыми из контрольной группы. В “антисаккадной” задаче испытуемым с СДВГ было труднее подавлять автоматические саккады.
Gould, Bastain, Israel, Hommer, & Castellanos [2] сравнили детей с СДВГ и контрольную группу детей, чтобы определить, могут ли данные о движении глаз использоваться в качестве объективных критериев диагностики СДВГ. Экспериментальная задача заключалась в том, чтобы дети оставались сосредоточенными на точке фиксации, которая была устойчивой в течение 30 секунд, а затем перемещалась на экране. Результаты показали, что дети с СДВГ испытывали большие трудности с фиксацией и делали больше саккад, чем контрольная группа. Не было никаких гендерных или возрастных различий.
Литература
- D. P. Munoz, I. T. Armstrong, K. A. Hampton and K. D. Moore, “Altered Control of Visual Fixation and Saccadic Eye Movements in Attention-Deficit Hyperactivity Disorder,” Journal of Neurophysiology, Vol. 90, No. 1, 2003, pp. 503-515.
- T. D. Gould, T. M. Bastain, M. E. Israel, D. W. Hommer and F. X. Castellanos, “Altered Performance on an Ocular Fixation Task in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder,” Biological Psychiatry, Vol. 50, No. 8, 2001, pp. 633-635.